В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и вечер стучат о порог.
Возвращение Блудного Сына
Пишет Рембрандт. Кончается срок.
Сын стоит на коленях, калека,
Измождённых не чувствуя ног,
Голова — как у бритого зека, —
Ты откуда вернулся, сынок?
Затерялись дороги во мраке.
За спиною не видно ни зги.
Что оставил ты сзади — бараки?
Непролазные дебри тайги?
Кто глаза твои сделал пустыми, —
Развратители или война?
Или зной Иудейской пустыни
Всё лицо твоё сжёг дочерна?
Не слышны приглушённые звуки.
На холсте и в округе темно, —
Лишь отца освещённые руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, Земля.
Разрушение отчего дома —
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик,
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.
Городницкий Александр
----
Великий нидерландский живописец и гравёр 17-го века,
Сын мельника, родился в Лейдене, учился в Амстердаме.
В Италию не ездил для учёбы, как делали в Голландии от века,
А деньги добывал талантом, знанием, трудами.
Первая манера — полное дневное освещение,
Смелость кисти, проработка всех деталей.
Затем — передача тонов тела, эффекты светотени,
Тёплый колорит в «Автопортрете с женою на коленях»,
Психолог тонкий в многочисленных портретах
И групповых, религиозных и мифологических сюжетах.
И был свой дом и школа, счастье и мирская суета,
Пока не умерла его жена и муза, дорогая Саския,
И не постигли разорение, банкротство, нищета.
Шедевр о «Ввозвращении блуднОго сына»
Он создавал, утратив сына Титуса, почти мужчину.
Последние работы, гравюры и офорты, рисунки и эскизы
Также известны всему миру, а в Эрмитаже 42 картины.
teacher_history
*****
Жаль, что честная бедность не имеет к таланту
никакого почтенья. Как Рембрандт ни велик,
а повсюду он должен. И не верят Рембрандту
ни трактирщик, ни доктор, ни портной, ни мясник.
Но Рембрандт не грустит. Он опять на коленях
держит Саскию, в зеркало пялясь хитро.
Слава Богу, что знаем, где искать вдохновенье,
и что наше искусство не так уж старо.
И еще в этой жизни есть изящество Флоры.
А распутства Данаи нам достанет с лихвой
для того, чтоб полгода еще кредиторы
обождали с позорной тюрьмой долговой.
Не кляни эту жизнь за ее несусветность.
Стоит святость Эсфири всех наших тревог.
А в день праздника нашего честная бедность
нам сама испечет самый сдобный пирог.
Что с того, что свобода вновь и вновь под вопросом?
Крестовина мольберта спасет нас всегда!
Кинь в камин тот набросок, что случайно набросан
на бумаге, что утром пришла из суда!
Бондаревский Игорь
---
Как светотени мученик Рембрандт,
Я глубоко ушел в немеющее время,
И резкость моего горящего ребра
Не охраняется ни сторожами теми,
Ни этим воином, что под грозою спят.
Простишь ли ты меня, великолепный брат
И мастер и отец черно-зеленой теми, —
Но око соколиного пера
И жаркие ларцы у полночи в гареме
Смущают не к добру, смущают без добра
Мехами сумрака взволнованное племя.
Осип Мандельштам
---
«Даная» Рембрандта
Дородная она и молодая
НА ложе возлежит совсем нагая
ПоНятна нам игра теней и света,
ИгрА лучей при красоте рассвета.
ПленЯет мягкость, беззащитность тела.
P.S. Большое чувство ею овладело.
Ханин Борис
*****
«Даная» Рембрандта
Он много, много лет тому назаД*
Картиной этой приоткрыл глазА*
На женское лицо, на женский стаН*.
Он рисовал картину неспростА*,
Красавицей женой располагаЯ*.
P.S. Немногие сейчас об этом знают.
Ханин Борис