Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции menu_set_active_trail() (строка 2405 в файле /var/www/detstih/data/www/detstih.ru/includes/menu.inc).

Лебедь. Людмила Куликова

Туман растелится тоскливым вечером,
Поет соловушка в густых кустах,
Плывет Лебедушка по белой реченьке,
Душа терзается ее в мечтах.

А уж красавца - пером не писана,
Не по достоинству она одна.
Где ж ты, залёточка, ее единственный,
Она любовь с тобой испить должна.

Над речкой ивушка главой склоненная,
Подружка белая не знает слез,
А станет облачком и окрыленная
Прольется дождиком в долину грез.

На луг у озерца, где травы скошены,
В ночь полнолуния спешит народ,
Там красны девицы на вид пригожие
Вокруг костра ведут свой хоровод.

А Лебедь белая да шея длинная
Волшебной силою наделена.
Наряд свой скинула под куст периною,
К костру горячему спешит она.

Светла божественно ночь полнолуния,
Заря торопиться уж на восток.
В лебедку-девушку, аж, до безумия
Влюбился накрепко друг паренек.

Друг к другу верность их казалась сказкою,
Тропой истории прошла в веках.
Кто только издали стреляет глазками,
То не удержится любовь в сердцах.

Лебеди - птички водные, в былинах и сказках эпитет они имеют постоянный - лебядь белая. А водица речная и озерная везде белой водой (священной) именуется.

---

Лель. Ирина Максименкова

Играет Лель на дудочке весну.
Зовет ее, приманивает песней.
Мелодия запуталась в лесу,
За птицами взлетая в поднебесье.
И просыпается от зимних снов земля.
Вздыхает радостно, внимая этим звукам.
Зазеленели талые поля.
Закончилась морозов долгих мука!

Играет Лель на дудочке хвалу
Яриле Богу, солнечным лучам.
Зима ушла, забрав с собою мглу.
Пора другую гостью привечать!
Везде с поклоном ждут ее приход.
Ее приметы все сильней видны.
Светлее утром над землей восход
И больше гомона в лесу, и кутерьмы.

Играет Лель на дудочке любовь
Пьянящую, колдующую душу.
Ее призыв принять готов любой!
Кто пережил погибельную стужу.
И каждый ищет пару для себя!
Чтоб жизни новой появились всходы.
Играй же Лель! Мы слушаем тебя!
Зови весну! Буди скорей природу!

---

леля, славянская мифология. Андрей Честный

В мир ступает, тает всюду снег
И звенят мелодию капели
Ручейки свой начинают бег
Радо все приходу светлой Лели
Птицы воспарили в небеса
Всем расскажут что она проснулась
Оживает от зимы краса
И весна в уснувший мир вернулась

---

Леля. Петр Гуреев

Нас дочек три у батюшки Сварога,*
Одна студёна - Марушка-Зима,
Она в снег одевает терема,
Метелью заметает все дороги.

Другая ж - спутница всего живого,
Мир пробуждает песней ото сна
И спелым житом полнит закрома,
Зеленым Землю облачив покровом.

А я? Я младшая из трех подруг,
Я разжигаю в душах дикий пламень,
Мое предначертание - Любовь

Вселять в сердца и будоражить кровь,
Чтобы они не превратились в камень.
Царица я страстей, безумств и мук!

*У Сварога и Лады было три дочери, Марена - богиня Смерти и Зимы, Жива - богиня Хизни и Весны, Леля - богиня Любви.

---

Леля и Волх. Петр Гуреев

Из цикла сонетов: "Славянские Боги".
Финист-Сокол, друг прекрасный,
Прилетай скорей, я жду!
Мне на радость, на беду ль,
Прилетай, мой Сокол Ясный!

Ставни настежь, что ль напрасно
Во Ирийском во саду?
Прилетай, с ума сведу
Поцелуем уст атласеых!

Мне ль мой милый Волх не ведать
Ласки безмятежной сласть?
Я же ведь Любовь, я страсть,

Я и счастье, я и беды,
Я Владычица сердец!
Их отрада, их венец!

* Волх - бог войны, сын Матери Сырой Земли и Индрика-Змея. Муж Лели, богини Любви. Прилетал к Леле вобразе Финиста-Сокола.

---

Лесавки. Ольга Бельзер

Славянская мифология

Кто там хороводить начал
В полинялой травке?
И не ёжик, и не зайчик
Это, а лесавки.
Серобурые клубочки
Дружно копошатся.
Очень любы им листочки,
Что в траву ложатся.

---

Лесовик. Елена Косцынич

Мне лес - родной, в нем каждый пень
И каждый бугорок - знакомый.
Брожу я здесь не первый день
Ведь лес недалеко от дома.
Но в этот день здесь все чудно,
И мне почти что незнакомо -
Как будто древнее кино
Мне показать решили снова.
По лесу ходит лесовик -
Шагает он с улыбкой мимо
А я дыханье затаила -
Спугнуть боюсь я сказки миг.

---

Лихо. Ольга Бельзер

Славянская мифология
Коль прожить вы жизнь свою
Счастливо хотите,
Добрый вам совет даю:
Лихо не будите!
Глазик у него один,
Но, когда откроется,
Всем, кто Лихо разбудил,
Ух, не поздоровится!

---

Луговик. Людмила Куликова

Жаркий выдался в июле
Солнечный денек.
Луговик не забалует,
Коль покосам срок.

Ветром он траву причешет
В помощь косарям,
Знать, стоять хорошим здешним
С травами стогам.

Прозевают, коль покосы,
Ой, лиха беда!
Заплетет он травы в косы
Длинные тогда.

Дух лугов в одежде травной -
Здесь его удел.
Службу он несет исправно,
Весь позеленел.

---

Макошь. Елена Аткина

Далеко за океаном
Остров есть, зовут Буяном.
Белый камень Алатырь
Там растет и вверх и вширь.
Упирается он в небо
Там никто ни разу не был.
А на камне том светлица,
Ее видели лишь птицы.
Макошь там живет - богиня,
Судьбы всех вершит и ныне.
Звезды светят ей в окошко,
А об ноги трется кошка.
Хорошо в светлице ей,
За работою своей.
Волос длинный по плечам,
Прядет нити по ночам.
И мотает свой клубок
Отмеряя людям срок,
Жизнь от самого рожденья
И до часа погребенья.
Вершит судьбы всех людей,
Две помощницы при ней,
Звать их Доля и Недоля
На руках у них мозоли,
Узелки не глядя, вяжут
В горе, в счастье жить прикажут.
Только Макошь знает это
Перед ней держать ответы.
Предначертан ею путь
И с него нам не свернуть.
Макошь всем дает свободу -
Выбираем что угодно,
Иль добро и прави путь,
Или в злобе утонуть.
Зло карает беспощадно -
Все она решает ладно.
Даст и радость, даст и горе
Переменчива, как море.
Милует того, кто смел,
Кто невзгоды все презрел,
Кто отчаянья не знает
И надежды не теряет.
Макошь дарит им удачу,
А сломался - быть иначе.
Опустился человек -
Разуверился на век.
Кто мечту свою предал-
Тот приблизил свой финал.
Коль махнул на все рукой
Жди старух перед собой,
Поведут по жизни в горе,
С лихом много ли поспоришь.
Одноглазая, Кривая
И Нелегкая шагает
Доведут лишь до могилы,
Где шипит змея уныло.
Далеко, где светят звезды,
Нити тянет осторожно
Макошь, что вершит судьбой,
Не гневи ее, друг мой.

---

Макоши прядево... Ирина Максименкова

Мокошь (Макошь) - женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, прядения и ткачества.

В её ведении находилось прядение. Мокошь - единственная богиня древнерусского пантеона, чей идол стоял в Киеве на вершине холма рядом со статуями Перуна и прочих божеств. Некоторыми исследователями сопоставлялась с богиней плодородия скифов-землепашцев и женским божеством трипольской культуры[источник не указан 414 дней]. Считалось, что богиня покровительствует прядению, наказывает тех, кто работает в пятницу (вероятно, священный день Мокоши). Её соотносят с греческими богинями судьбы Мойрами, прядущими нити жизни, и германскими «пряхами судьбы» - Норнами). Имела связь с Рожаницами, Суденицами, Долей и Недолей (они считались её помощницами). Память о Мокоши на Украине и на Русском Севере хранилась до XIX века. В жертву ей приносилась пряжа, выбрасывавшаяся в колодец (ритуал назывался «мокрида», ср. имя Мокошь).

Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё палеолитического происхождения, богини-матери, которая известна как палеолитическая Венера. Древнейшая богиня была подательницей жизни. Имеет огромные груди, выделены живот и бедра. Руки, ноги, лицо - едва намечены.[1] По мнению Б. А. Рыбакова, Мокошь была едва ли не центральной фигурой «народного» культа дохристианской Руси, в отличие от «дружинного» культа Перуна.

Согласно Фасмеру, слово «Мокошь» происходит от «мокнуть» (вместе с тем, возможна связь с несохранившимся корнем *mokos, «прядение»).

Макоши прядево не расплести…
Узоров таинство ее забота.
Она пророчила для каждого пути
С начала человеческого рода.

Праматерь женская себя не жаль!
Даруй любви терпение и силу
Заговори беду отдай воде печаль
В разлуку уходящего помилуй.

Сердечка стук и роженицы крик
С Макошью неразрывное единство.
Ребенка тяжесть колыбели скрип
Его улыбка - участь материнства.

Над Долей и Недолей власть твоя
Перун не смел велению перечить
В щедротах плодородия земля
Любую рану тяжкую излечит.

Возьми колодец жертву для нее
На покрывало пятничное пряжу.
Душой приму касание твое
Наполни светом высохшую чашу.

Макоши кланяюсь через века
Богине естества давно забытой.
В своем величии близка и далека,
Служи как прежде очагу защитой!

---

Мокошь. Михаил Домов

Кружится, кружится злая метель,
Сугроб за сугробом,
Наша судьба заключалась досель
В пряденье особом.

Тянется, тянется тонкая нить
И светится даже,
Судьбы людские торопится свить
В невиданной пряже.

Мокошь могла бы обнять небосвод
Рукой в ползамаха,
Слышишь, за тучами песни поёт
Небесная пряха.

Судьбы спрядает: рождались они
И нити звенели,
Лягут на землю обрывки одни
Волшебной кудели.

Эти обрывки размечет вокруг
Жестокая вьюга,
Если с такой повстречаешься вдруг,
Приходится туго.

Вслед веретенцу уносятся дни -
То жарко, то сыро,
Судеб хозяйка, незримо храни
Незыблемость мира.

Нитью по небу протянется луч,
Встрепещет, алея,
Голос таинственный дивно певуч,
Так пой, ворожея.

Тянется, тянется тонкая нить
Струёй золотою,
Вновь веретенце торопится свить
Судьбу за судьбою

---

Макошь. Ольга Суслова

Ночью глубокой сияет Луна,
Лодкой небесной быть участь дана,
Плыть над Землёй, освещать её светом,
Целую ночь до прихода рассвета.

Всё происходит под властью Богини,
В Праве и в Яви чтут Макоши имя,
Божие Ветра подгоняют Ладью,
Исправно веками встречают зарю.

Не изменить божественный путь,
Даже Творцу назад не вернуть!
Зеркалом служит озёрная гладь,
Мочит она для Макоши Прядь.

Чёрные тучи встречает Ладья,
Стала тускнеть между ними бродя,
Свет не доходит далёкой звезды,
Занят делами Хозяин Грозы.

Макошь увидев, Перун прогремел,
- Лодку твою я уже разглядел,
Свет серебристый не видит земля,
Я к Огнебогу отправлю Тебя!

Макошь согласна - ей надо сиять,
Горна костры пелену должны снять.
В кузне встречают Богиню Судьбы,
Жарко горят Огнебога костры!

Работа с огнём у богов закипела,
От жара такого Ладья побелела.
Рассыпались искры, они будто птицы,
Салютом играют цветные зарницы.

Вот засверкали у Лодки бока,
В новую фазу оделась Луна.
Макошь довольная, в Лодку садится,
Неба ночного несет вдаль Водица.

Пряжа в руке у Макоши снова,
Лёгкая стала сразу дорога.
Свет разливается яркой волной,
Он со знакомой играет рекой.

Время ночное, как птица летит,
Вот и Зарница с Востока глядит.
Выткала Зорька свое покрывало,
Солнце лучи Ей на пряжу давало.

Небо закрыла своим полотном,
Росой окропила все травы потом.
Просторы ночные покинуть пора,
Богиня все нити Земле отдала.

Затерянный остров в тумане стоит,
Не всякая птица к нему долетит.
Мрачен гранит, суров, неуютен,
Он и Богам совсем недоступен.

Высокая бьется о скалы волна,
Макошь скрывает свои острова.
Даже нет входа туда никому,
Виза открыта Творцу одному.

Пряхи веками хранится Кудель,
Закрыта Богам и смертному дверь!
Секретами Прави владеет Богиня,
В почете Ее судьбоносное имя.

Явь получает от Пряхи судьбу,
Также и Боги в Ирейском Саду.
Дни световые в пещере без стражи,
Кудель теребит для будущей Пряжи.

Жизни Кухотку Творец опускает,
Прясть только Макоши Он доверяет.
Тянется ниточка без узелков,
К маленьким деткам, еще без грехов.

Каждому дарит богиня судьбу -
Крепкая нить приростает к нему.
И тянется связь от Бога на Воле,
Как пуповина от матери в лоне.

Свяжет причину, следом и следствие,
Радость и горе, счастье и бедствие,
Свяжет Вселенную - Бога творенье,
В Праве Богов и их намерение.

В этой пещере прядёт не одна,
Доля с Недолей помогут всегда,
Преданны Пряхе и Ей помогают,
Хозяйку свою они почитают.

День световой Богиня прядет,
Готовую Пряжу с собою берет.
Доля добавит хорошую участь,
Недоля разбавит, чтобы помучить.

Собравшись в дорогу им говорит:
"Ночь наступила, мне надо творить,
Беру я в дорогу Пряжу и Нить,
Людям мне надо судьбу подарить".

Накажет Хозяйка, чтобы сучили,
Пряжу мотали,сушили и мыли,
Чтоб остров держали в полном порядке,
И чтоб не нуждался он в недоглядке.

В прерии Ночи сияет Ладья,
Сонная крутится в Яви Земля.
Макошь на Нить ПокутнУю глядит,
Здесь свою тайну веками творит.

Нити все надо ей осмотреть,
Чтоб опускалась каждая в Твердь.
Запуталась Нитка - выпрямить надо,
В нити нуждается даже и чадо.

Подарит судьбу и выскажет слово,
- Отправить Ладью вперед я готова!
Звезды пока освещают дорожку,
Я загляну-ка к ткачихам в окошко.

Готова ли пряжа и выткана как?
Работа в каких побывала руках?
У каждой хозяйки прилежна работа,
Здесь не нужна посторонних забота.

На что посмотрела, а что опряла,
И тут же садится, и прочь поплыла.
Работой довольна наша богиня,
и здесь уважают Макоши имя!

Раскрыты богиней все тайны земные,
Доверие к ней у славян вековые.
О свадьбе с любимым девчата мечтали,
К Луне обращались, просили, гадали.

В светлую ночь подбегали к мосту,
Чтобы исполнить надежду свою,
Невесты просили послать жениха,
Не видя ни капли при этом греха.

Свидетелем сцены становится ночь,
Своим покрывалом готова помочь.
И звезды пучком посылала к Богине,
Чтоб не было тучек на небе в помине!

ДевИца подходит к заветной воде,
Стоит на мосту, обращаясь к Луне.
Макоши девушка эта по нраву,
Работу ее не раз проверяла.

Добротно и гладко ткалА эта дева,
Счастливую Нить привязала ей смело.
Стражем порядка была тишина,
Долину Нить принимала судьба.

---

Макоши прядево. Петр Гуреев

Макоши прядево не расплести
Таинств узоров ее не понять.
Держит клубочки свои взаперти
И не дает людям правды узнать

Кривдой и Правдой петляя пути.
То наведет на чело благодать,
То норовит прямо в мрак опустить,
Черной пречёрной бедой бедовать.

Нет на нее ни хлыста, ни управы
Сам Вседержитель сказать ей не вправе.
Сущее всё на земле, в её воле.

Вьётся в клубке путеводная нить,
Что приготовили Доля с Недолей,
И нам, увы, то нельзя изменить.

---

Макошь. Петр Гуреев

Я Макоша - вершительница судеб,
Судья всего живого на земле.
Все судьбы вижу я в туманной мгле,
Как жизнь спряду, все так и будет.

Никто вас на земле, как я, не судит.
Что ваша жизнь? Волшебной нити плен,
Клубок удач, падений и измен
Что прялка Макоши к кончине скрутит.

Строга я, но даю на выбор путь
Идти ль стезей добра по следу Прави,
Иль отклонясь со злом идти на пару.

Для тех, кто выбрал Правды светлой суть
Распахнуты врата бессмертной Яви,
А тех, кто выбрал зло, постигнет кара.

---

мара, славянская мифология. Андрей Честный

вот мара ступает по свету
Ей чужда совсем красота
К зиме приближает планету
Листва облетает с куста
Трава под ногами увянет
Истлеет, пожухнет опять
И холод нежданно нагрянет
Уснет мир, весну будет ждать

---

Марена. Петр Гуреев

Я - повелительница зимних вьюг,
Царица бледноликая, Марена.
Не кровь, а лед в моих застывших венах,
И нет милее снежных бурь подруг.

Где я, там замирает жизнь вокруг,
Становится все мертвым и нетленным,
Блажен лишь тот, кто, преклонив колено
Губами прикоснется моих рук.

Всегда открыт хрустальный мой дворец,
Где царствует величие и вечность.
Сюда попавший обретет покой,

Свободу, безразличье и беспечность,
Мороз скует ему слезинкой веки,
Оставив в царстве Мары жить навеки.

---

Морена. Таня Зачёсова

Чертоги леса мрачно скрыли грань,
Мороз сковал и снегом всё укутал,
И не поймёшь уже где явь, где навь,
Где мост стоял - большой сугроба купол.

Река Смородина, над нею этот мост.
А, где хозяйка? К ней пока не вхожи -
Не вздумай даже задавать вопрос!
Но диск луны блестит змеиной кожей...

Дочь Лады и Сварога вышла в путь,
Калинов мост ей вовсе не преграда*,
Морена-Мара ляжет отдохнуть
Весною лишь, когда Природа рада

Скорее пробудИться ото сна...
Трёхглавый змей хозяйку охраняет.
Ей также подчиняется Зима.
Из судеб пряжу бережно мотает.

То девушкой явится молодой,
То хладной королевой леденелой,
Потом старухой сморщенной седой,
То скроется совсем в метели белой.

Способная весь Мир преобразить
И время заморозив, остановит!
Но можно подношеньем задарить,
Отделаться хотя бы меньшей кровью.

Нить жизни может рвать она шутя,
Но может и связать, продляя жизнь.
Она по-сути женщина, дитя -
Имеет право на любой каприз.

Морена (Марена, Мара) - в славянской мифологии - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады и Сварога, сестра Живы с Лелей. Богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы.
* Большую часть времени Мара обитает в Нави, но, в отличие от Чернобога (Кощея), она не является пленницей этого мира, и может свободно пересекать границу - реку Смородину, хотя чаще предпочитает отправлять своих посланниц. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави.

---

полудницы, славянская мифология. Андрей Честный

В поле женщины трудились
Завертелись,закрутились
Вот и солнце уж палит
И работать не велит
Но они не унимались
Вот полудницы примчались
Стали женщин щекотать
И при этом хохотать
Если с поля не уйдут
Непременно пропадут...

---

Арысь-поле. Людмила Куликова

Кто захочет, то поверит,
А на нет, и дела нет.
Образ женщины и зверя
Есть мифический портрет.

Написать о рыси трудно
В двадцать первом веке, здесь.
Но сюжетик, хоть и скудный,
Об Арыси-поле есть.

Через сосны, пни и ели
Пробирается медведь.
Он хозяин, в самом деле,
Может властно зареветь.

Оглядится не напрасно,
Из берлоги встав весной,
Есть ли рысь, она опасна,
Чтобы к ней не встать спиной.

Сказка правду говорила,
Как храбра бывает рысь,
Коль медведя победила,
И другие - берегись!

Коль появятся рысята,
Лучше рыси мамы нет.
Не такой уж скудноватый
Стал мифический сюжет.

Рысь, конечно, не реальна,
Тайная на ней печать.
Но представив визуально,
Можно сказку рассказать.

Арысь-поле - один из самых древних образов славянской мифологии. Сказочный сюжет о матери-рыси был даже более распространен, чем мотив утопления красавицы и превращения ее в рыбу или русалку.

---

Аспид. Леонид Грушко

По мотивам славянской мифологии
Из мрачных, холодных из северных стран
Змей Аспид летел, покоряя славян.
Пощады не зная, он всех убивал
И люди страдали, как стар, так и мал.

Захватит когтями и клювам клюёт
Огонь изрыгает, не зная тенёт
И травит он ядом, и душит крылом,
Слезу не уронит злой змей ни по ком.

Собрались и думают вместе вожди
Как чудище страшное им победить
Да земли славянские все отстоять,
Решили, что надобно выставить рать.

Но волхв-обаяник - силач и мудрец
Последнее слово сказал, наконец:
- Щиты хороши лишь от вражеских стрел!
А я бы подумать немного хотел.

Он думал три дня и три ночи подряд.
Молился, и двигалось дело на лад.
Просил, мол, пришлите сюда кузнецов,
Умелых и преданных делу отцов.

Чтоб медные трубы ковать пять ночей
И целую сотню железных клещей.
Сказал:
- Для победы нужны трубачи,
В отряде должны быть ещё силачи.

Нам боги поведали тайну из тайн,
Составим и выполним каверзный план!
И вырыли яму они за селом
Да брёвнами сверху прикрыли потом.

Оставили в брёвнах поуже дыру.
Камней набросали на эту нору.
Внутри этой ямы таится отряд,
Увидели змея и в трубы трубят!

/Что Аспид боится звучания труб,
В молитвах узнал волхв тогда поутру/
Спустился на камень, холодный как лёд,
Убить трубачей змею очень неймёт.

В дыру пролезает его голова
Всё жарче пылают средь ямы дрова
И в битву вступают уже силачи,
Хватают щипцами, а змей зло ворчит.

На камни садится змей Аспид всегда,
На землю не спустится он никогда.
Узнал обаяник про тайны его
В молитвах от верных славянских богов.

И боги сказали, чтоб земли сберечь
Ужасного змея вам надобно сжечь!
Всё так и случилось в той битве потом
Сказали славяне:
- Ему поделом!

---

Бабай. Ольга Бельзер

Славянская мифология

Дед с котомкой за спиной,
Снов хранитель дух лесной.
Если ночью кто не спит,
К тем он в окна застучит,
Заскрежещет, зашуршит.
Тише, тише, малыши!
Баю-баю-баю-бай!
Не стучи в окно, Бабай!

---

Бадзула. Людмила Куликова

По проселочной дороге тихо шла Бадзула,
И на босы ноги лапти она себе обула.
Из одежды у нее покрывало грязное,
В бане с веником не мылась, отроду заразная.

Уронили листья на земь липы, вязы, клены,
А зима уже спешит хозяйкою законной.
Припасал честной народ летом сани, дровни,
Чтобы ехать по снежку на лошадке ровно.

Видит «тетка» мужика, враз к нему пристроится,
Своим грязным одеялом вместе с ним укроется.
И придет она к нему гостем в дом не прошенным,
И не будет в этом доме ничего хорошего.

Нету сил у мужика сбросить покрывало,
Чтобы злостная тоска мором не съедала.
А запьет такой мужик, будет день не светел,
Спустит все свое добро на попутный ветер.

От Бадзулы отворот кой-какой имеется,
И прилипнуть к мужику пусть и не надеется.
Надо веником мести чисто сени, хату,
Мусор выбросить потом, встав спиной к закату.

Бадзула, Бадзюля - дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.
Вот тогда-то у несчастного хозяина дома начинались неприятности, все из рук валилось. С горя человек принимался пить, пуская на ветер годами нажитое, и, оставшись ни с чем, мог пойти по миру.

---

Алатырь. Галина Журба

Алатырь мой - богатырь,
Он былинный и могучий,
У него свой вид и стиль -
Всех других на свете круче!

Неусыпный вечный страж,
Великанище, силища!
Подошла и обнялась:
Все находят…
Если ищут...

Из серии "Поиски и находки" Мой камень Алатырь"
Ала- Бог, Тырь от "Дар", бери "тырь" в процессе творения!
Алатырь - Божий Дар, Камень - дух (ка) явленный (мин)

---

Алатырь-камень. Леонид Грушко

По мотивам славянской мифологии
Прямо в самом центре мира,
Посредине океана,
Небо тверди отворило
По-над островом Буяном.

Алатырь - огромный камень
Падал молнией на остров.
Свято верили славяне,
Что свалился он не просто…

Реки брали здесь начало.
Исцелял он все болячки.
И Заря над ним пылала
Пробуждая мир от спячки.

Сей подарочек от бога
Был шершавый и неровный,
А на камне от Сварога
Были писаны законы.

Соблюдая их веками
Жили все простые люди.
Дело стало лишь за нами!
Почитать мы предков будем!..

---

Птица Алконост. Евгений Мурзин

Она с вершин надзвёздной тверди
Сквозь отблеск сфер незримых сил
В спирали млечной круговерти -
скольженья вечности светил,
Минуя лоно мглы Вселенной
плеяд сплетённых верениц
С небес нисходит дерзновенно,
Пронзая дланью грань границ.

Покинув край брегов Ирийских -
Священной кузницы Богов,
Вобрав в себя истоки истин
В потоках вольности ветров,
Она стремится в хлябь морскую
В утробу толщ немых глубин,
В лучах Луны златой ликуя,
Как верный кону паладин.

И воспарив - раскинув крылья,
С вышин полёта стаи птиц
Сквозь негу вихря изобилья,
Сквозь блики заревых зарниц
Она спускается в предгорье
В ночи блистающих зениц
В знаменья час сливаясь с морем,
Рождая в тайне семь яиц.

И средь покрова зим презренных
Средь стуж предвечной тишины,
Чаруя челядь в час полдневный
В очах премудростей судьбы,
Она гласит как провозвестник,
Как Дева-птица сонм эпох,
В устах даруя вести в песнях,
Воспетой мудростью Богов.

И пробудившись мир проснётся
Сквозь проблеск всполохов зари
В познаньи истин Птицы-Солнца,
Несущей свет святой любви!

---

Алконост. Иван Есаулков

Алконост - одна из дево-птиц.
Люди так её изображали:
Был девичий верх, а птичий низ.
Песни сладострастные звучали.

Пение услышавши, в восторг
Человек впадал, о бренном мире
Забывал, представить даже мог,
Что попал он в несравненный Ирий*.

Обещает долгий райский век,
Жизнь, с которой нечему сравниться…
Оперенье белое, как снег,
И корона на главе у птицы.

Яйца же в морскую глубину,
Не высиживая, погружает.
Буйный ветер в эти дни стихает,
На семь дней приносит тишину.

Льётся с неба Хорса** дивный свет
И стоит чудесная погода.
Людям зла от Алконоста нет,
Лишь печаль светла всего народа.

И опять, кто в жизни не грешил,
Ожидает рай себе в награду,
Неземные слушая рулады,
Думая, что Вышний так решил.

* Ирий - рай.
** Алконост считался птицей бога Солнца Хорса.

---

Алконост. Леонид Грушко

По мотивам славянской мифологии
Ладно вибрируют связки,
Крылья готовы в полёт,
В Ирии - рае славянском
Чудная птица поёт.

Всех покоряет певица
С женским красивым лицом,
Тот, кто послушать решится
Сладким забудется сном.

Кличут её Алконостом,
Обожествляют всегда.
Жить без опеки непросто,
Рядом шагает беда.

Ей и погода подвластна,
Птица Зари Алконост!
Были славяне согласны
Утро встречать в полный рост.

Яйца снесёт птица чинно
Не потеряв ни одно
И побросает в пучину
Моря, на самое дно.

Встанет над морем погода,
Не пошалит ветерок,
Дремлет в пещере невзгода,
Рядышком скверный порок.

Ждёт на поверхности птица,
Плавает ровно семь дней,
Время птенцам появиться,
Всплыть безо всяких затей.

Сирин, в языческой вере,
Птица - убийца людей,
А в христианском примере
Стала милей и добрей.

Как Алконост, так и Сирин,
Дерево Жизни хранят
Равно - всё сущее в мире,
Вроде как пастырь ягнят.

---

Алконост. Людмила Куликова

Чудесная птица чудесной страны,
Песни ее сладострастно нежны.
Кто слышал ее, лишь потом отмечает,
Течения времени не замечает.

Душа наполняется солнечным светом,
А песня звучит, и куплет за куплетом
Уносят тебя с лебединою стаей
В то место, зовется которое раем.

У женского лика такие черты -
Мутнеет в глазах от ее красоты.
Сущность у птицы нисколько не вредная,
Каждую песню поет, как последнюю.

Живет Алконост со своим интересом,
А участь птенцов ее нам неизвестна.
На этот вопрос не найти нам ответ,
Возможен один, что таланта в них нет!

Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия. «Ирий»- Ирий-сад (Вырий -сад) Светлое небесное царство, находящееся по ту сторону облаков, там вечное лето, и это солнцева страна. Там растёт мировое дерево, наши предки полагали, что это берёза или дуб.
Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.

---

Алконост. Сазонов Константин

Алконост - в русских легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье, в апокрифах и сказаниях птица светлой грусти и печали. Алконост чаще всего изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова с прекрасным лицом. В руке обычно держит цветок . Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Млечный путь на небесный мост,
Да туманы ползут и тают...
Запоет в ночи Алконост
И Луна грустит золотая...

Всё на свете забудут люди...
Поскучай чуть - чуть, поскучай!
Хорошо на Руси всё будет,
Здесь живая звенит печаль...

Ветры стихнут, умолкнет лес,
Станет всё в этом мире краше!
Алконост льёт печаль с небес,
И волшебными крыльями машет...

Покраснеют плеяды звезд,
За туманами звезды тают,
То летит Зарей Алконост,
Птица русская Светлого Рая...

---

Анчутка. Людмила Куликова

Плохие шутки
У беса Анчутки.
Такое предание -
Черту название -
Анчутка - бесенок,
Шалит он с «пеленок».
В бане под крышей -
Рожей не вышел -
Воет и стонет,
В болоте не тонет.
Плещется в речке,
Нет в нем сердечка.
Роются мышкой
Плохие мыслишки.
Бывает он в поле,
Гуляет на воле.
В каждом растении,
Как привидение.
Играть ему любо
С девками грубо.
Боится он волка
И острой иголки.
Его не зовите,
Язык привяжите!
А коль язык отвяжется,
Анчутка враз покажется!

Анчутка - одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.

---

Русские Боги. Алексей Назаров

"Ведь боги живы, пока жива вера в них!"
Василий Веденеев, "Бальзам Авиценны"

"Боги, которых он не захотел предать, хранили его".
Мария Семёнова, "Истовик-камень"

Я чту наших Русских Богов:
Даждьбога, Стрибога, Перуна...
Зов предков, чарующий зов,
Звучит торжествующе-юно.
Троян, Святовит, Сварог, Хорс
Поныне царят в пантеоне.
Пред ними сгибаю свой торс
В земном благодарном поклоне.
Спасибо, родные мои!
Спасибо, Мать Макошь, Ярила!
От вашей могучей любви
Идёт благодатная сила.
Семаргл, Волос, Вышень - и вы
Наполнили душу сияньем.
Кудесники наши, волхвы,
Уносят к преданьям, сказаньям...
Душа, замирая, поёт
От ваших имён первородных.
Во мне генетический код
Нас помнит - простых и свободных.
Ведь это потом, как в узде,
Мы «Божьими» стали «рабами».
А были - всегда и везде -
Богов дочерьми, сыновьями.
Сквозь толщу, сквозь глыбы веков
Я всем существом славянина
Люблю наших Русских Богов
И верую в них - очень сильно.

Праздник Сварога приходится на 14 ноября.
Перунов День традиционно отмечается 20 июля.
Праздники бога Волоса (Велеса): 1-6 января - Волосовы (Велесовы) дни, 10 февраля, 10 апреля - День Коровы Зимун.
В славянском праздничном календаре есть несколько дат, которые посвящены богу Подателю. Основными из них считаются 18 марта и 6 мая - День Даждьбога.
День Ярилы приходится на 21-22 марта, или День весеннего равноденствия.
Ярила Вешний отмечается 23 апреля. В это день Ярила отмыкает, или оплодотворяет Землю.
Ярила Мокрый отмечается 3 июня. Конец весны и начало лета.
День Макоши отмечается 26 октября. Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является День Земли - 10 мая.
Праздник, который посвящён богине Ладе, называется Ладодение и справляется славянами-язычниками 30 марта. Сами славяне-язычники были высоконравственным и культурным народом (слово «язык» и означает «народ»), который всегда чтил моральную и душевную чистоту.
Праздником Живы считается 1 мая - Живин День. Также 25 марта отмечается праздник Весны - по поверьям, в этот день открываются ворота Сварги и на землю спускается Жива, принося с собой весну.

---

Ура, Богу - Ра! Анатолий Ганин

Не хожу я в синагогу,
Не в мечеть и не в собор.
Красну солнышку, как Богу
Поклоняюсь до сих пор.

И к поповой, чёрной рясе,
У меня доверья нет.
Ведь под ней не ангел счастья,
А обычный человек.

Сколько на земле религий,
Сколько всяких разных вер.
С незапамятных событий
Ищем правильный пример.

Все ровны мы в этом мире,
Но у каждого свой Бог.
Ведь прийти назад к Яриле
Далеко не каждый смог.

Я не варвар, не язычник,
И не сколько не стыжусь,
Что давно и по привычке
Красну солнышку молюсь.

Божество мое похоже
На горячий, желтый блин.
Я по вере и по роже
Стопроцентный славянин!

---

Славянская мифология. Екатерина Медведкина Голованова

Изустные предания,
Источник драгоценности,
Сосуд великой древности,
Что памятью храним.
С природой наделимою,
Русалками и лешими,
С духовным мракобесием,
(Но сказки ведь о правильном).
Простая жизнь, понятная,
Разумному славянину,
А мы, увы, с природою,
Наукой говорим.

---

Возвращение богов. Ирина Корсунская

Из цикла "Славянские боги"

Пол-лета жар превыше влаги той,
что щедро, как целебных трав настой,
нам отжимает Мокоши десница
из пряжи дождевой… Туман густой -
фата Марены - в эту пору снится.
Ужасен раскалённый небосвод.
И в пятницу прошу у нижних вод
живительного вздоха, испаренья -
движенья не на смерть, а на живот -
дань тьмы на пользу нового творенья.

Стрибог взовьётся как из полыньи,
Перуновы заблещут молоньи -
верховных двух стихий схлестнутся стрелы
и, вскрыв истоки древние мои,
нарыв взорвут на сердце застарелый.

Тогда грозой, не видной никому,
прорежет туч свинцовую кайму
Симаргла огнемётная атака.
Дай, небо, пить, иначе не пойму,
зачем тебе крылатая собака.

Застыло ты, как старый пёс дремля!
А сколько на меня, забавы для,
осыпало песку и просто пыли…
Но не иссякла мать-сыра земля:
колодец высох - скважину пробили.

---

Боги древней Руси. Михаил Кабзон

Однажды я спросил у старой няни
- Каким богам молились древние Славяне?
Легенды древней Греции и Рима
Вошли в учебники, и мы знакомы с ними,
А вот о наших древних божествах
Я не читал ни в прозе ни в стихах.

Ответила старушка няня
- Хочешь знать?
Могу тебе о них я рассказать.
Тебе известно слово русское - "народ"?
Откуда корень свой оно берёт?
Так вот, главнейший Бог Славян - незримый РОД.

Он высший Бог-отец, творец всего земного,
И нет, среди богов славян, главнее бога.
Ему подвластны все явления природы.
Он властвует всегда, в любое время года.

Могущественный Бог, Бог - солнце, Род.
В себе четыре воплощения несёт.

Одно из них, младенец-солнце, Коляда.
На землю с ним приходят холода.
Проходит зимнее солнцестояние и вот
Год молодой меняет старый год.
На каляду справляют праздник - святки
И посвящают Коляде - колядки.
Мир и достаток в дом приносит Коляда.
Он был в большом почёте в те года.
Легенды говорят, что современный календарь
Не что иное, как Колядин дар.

Любовь и поклонение дарили
Славяне, солнце - юноше, Яриле.
От равноденствия весеннего
До летнего солнцестоянья
Ему подвластны все земные состоянья.
Он тоже Бога-солнца ипостась,
Ему подвластны и любовь, и страсть.
Из солнечных лучей он мастерил умело
Любви и страсти золотые стрелы.
Он дарит людям радость и тепло,
Чтоб семя возродилось и цвело.
И люди, прославляя Бога имя,
Пшеницы всходы звали яровыми.

Стихи и песни Прославяне посвящали
Даждьбогу огненному - летнему Купайле.
Он солнце–муж, он Рода воплощенье,
При нём плоды, после весеннего цветенья,
Рождаются и набирают сок.
Он праздник жизни, урожая бог.

Но главным воплощеньем бога Рода,
Любимцем прославянского народа,
Был бог Сварог - создатель и творитель.
Народа древнего защитник и учитель.
Он для славян наставник был и друг,
Для земледельцев выковал он плуг,
Огонь дарил, чтобы людей согреть,
Железо плавить, обработать медь.
Секиру людям дал, чтоб воевать с врагами,
И знания дарил, чтобы сравнять с богами.
Он первый людям заповеди дал,
Семьи в которых славил идеал,
Учил согласию с природой и Родами,
Которые живут в соседстве с вами.
Учил Сварог - трудолюбивым быть,
И старость уважать и молодость ценить.
Учил добру, любви, но для защиты от врагов,
Чтоб каждый был собой пожертвовать готов.

От бога Рода и божественной Земли
Другие Боги в жизнь людей вошли.
Их было много. Древние славяне
Пред ними всеми головы склоняли.

В их честь поставлено нимало идолов и капищ,
Не много их осталось, а в местах ристалищ,
Где древние решали, кто сильней,
Доспехов не жалея и коней,
Растёт ковыль, но люди не забыли,
Какими воинами предки наши были.

О множестве языческих богов,
Которым поклонялись древние славяне,
Написано не мало слов, и няне
Тебе о всех богах за раз не рассказать.
Попробуй сам найти и прочитать.

А может, что не сказано сейчас,
Я расскажу сама, но в следующий раз.

---

Языческие боги. Татьяна Цыркунова

Мы знаем о язычестве так мало…
А жаль! Ведь это наши корни,
Довлело в нём хорошее начало,
Мы только этого не помним.

Бог Род объединял тогда потомков,
Единого имевших предка,
И наделял чувствительностью тонкой –
Как некой родовою меткой.

Кто воплощал в себе войну и силу?
Перун - воинственный и страшный.
А знание лесов кому посильно?
Бог Велес - чистый и прекрасный...

С копьём и на коне изображённый
Был бог огня - Сварог могучий...
Его рукой разбойник поражённый,
У бога лик - мрачнее тучи...

Кто усмирял любого смерча силу?
Стрибог - то ветра повелитель,
Карал кто жадных? Уносил их?
Дажьбог - судеб монет вершитель...

Весёлый, светлый, ясный бог Ярило...
Он - повелитель плодородия...
Как солнце яркое над ним светило!
Как холил он свои угодья!

Чтобы воскреснуть колосом налитым,
Бог умирал в земле весною.
А осенью прекрасным был и сытым,
Сиял довольством и покоем.

Была хранительницей верной счастья
Красивая богиня Лада,
Спасала, отводила все ненастья,
Детей дарила, как награду...

И Мокошь – рукоделия богиня, -
Ткачам давала она знанья,
Была умений многих берегиней,
Основой ценной созиданья.

Языческие дорогие наши боги…
Как же милы, точны названья!
Мостили христианству вы дороги,
Дарили людям свет и знанья!

Так пусть же в памяти святой, народной,
Навеки сохранятся наши корни…
Основой нашей сущности природной…
И мы о вас с любовью вспомним!

Стихи про Славянскую мифологию